FAQ | Brandmonitor
Не нашли ответа на свой вопрос?
Отправьте его через форму
или свяжитесь с нами напрямую:
+7 (495) 540-52-87
post@b-monitor.ru

FAQ

Наши специалисты подготовили ответы на вопросы, которые чаще всего возникают у владельцев брендов и представителей интернет-магазинов

Товарные знаки и бренды

Что такое товарный знак?

Товарный знак – это зарегистрированное обозначение, которое служит для индивидуализации товаров и услуг на рынке. Товарный знак позволяет  выделить продукцию правообладателя среди аналогичных товаров конкурентов и влияет на репутацию продавца в глазах контрагентов и потребителей.

Какие бывают виды товарных знаков?

Словесные — состоят из букв, слов, предложений, слоганов. Самые распространенные виды торговых марок, обеспечивающие наиболее сильную охрану обозначения.

Изобразительные — любые изображения, эмблемы, символы и знаки.

Комбинированные — логотипы, включающие в себя слова и графические изображения.

Объемные — особые формы и фигуры, характеризующие товар или его упаковку (флаконы, бутылки, коробки). Они должны быть оригинальными, иметь отличительную форму, как, например, нестандартные флаконы парфюмерных брендов.

Цветовые – один или несколько цветов.

Звуковые — короткие оригинальные звуки, музыкальные фразы или фрагменты известных композиций. Эти товарные знаки часто называют «джинглами». Примеры: заставка радиостанции, рингтон мобильного телефона.

Что такое бренд?

Бренд — это более широкое понятие, к которому относятся не только товарные знаки, но и наименование и фирменный стиль компании, её репутация и т.д. В отличие от товарных знаков, бренд не регистрируется и формируется благодаря приобретению узнаваемости в глазах потребителей.

Как зарегистрировать товарный знак в России?

Регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом (Федеральной службой по интеллектуальной собственности). Для этого нужно подать заявление с описанием и изображением заявляемого обозначения, указать перечень товаров и/или услуг, в отношении которых запрашивается государственная регистрация.

Сколько времени занимает регистрация товарного знака в Роспатенте?

Общий срок рассмотрения заявки обычно составляет около полутора лет с момента подачи.

Сколько стоит зарегистрировать товарный знак?

Роспатент устанавливает государственные пошлины за следующие юридические действия: регистрация заявки и проведение формальной экспертизы, проведение экспертизы по существу, выдача свидетельства. Размер пошлины для регистрации товарного знака — от 30 000 руб. Регистрация товарного знака требует квалифицированной помощи, поэтому возможны дополнительные затраты, например, на поиск уже зарегистрированных товарных знаков, сходных до степени смешения с регистрируемым обозначением.

Какой срок охраны товарного знака?

Срок действия исключительного права на товарный знак — 10 лет. В дальнейшем возможно продление регистрации еще на 10 лет неограниченное количество раз. Для продления регистрации взимается государственная пошлина в размере 20 000 руб, при условии, что товарный знак защищается в отношении не более пяти классов МКТУ.

Как можно использовать товарный знак?

Вы можете использовать товарный знак в любых целях, не противоречащих закону: в рекламе, на сайте, в документах, в доменном имени и т.д. Правообладатель может передать право использования товарного знака другим лицам, заключив лицензионный договор или, например, взять кредит в банке, используя товарный знак в качестве залога.

Исключительное право на товарный знак действует только на территории страны, в которой знак был зарегистрирован. Если вы планируете вести бизнес за пределами России, стоит подать заявку на международную регистрацию вашего знака.

Какая ответственность установлена за незаконное использование товарного знака?

Незаконное использование товарного знака влечет гражданскую, административную и уголовную ответственность. В соответствии со статьей 1515 ч.4 ГК РФ правообладатель имеет право требовать от нарушителя прекратить оборот товаров, уничтожить всю контрафактную продукцию и удалить товарный знак со всех документов и рекламных материалов, а также возместить убытки или взыскать компенсацию в размере до 5 миллионов рублей.

Административная ответственность за нарушение прав на товарные знаки установлена ст. 14.10 КоАП РФ.

По статье 180 УК РФ нарушитель привлекается к ответственности, если:

  1. Чужой товарный знак использовался неоднократно;
  2. При его использовании был нанесен ущерб более 250 тысяч рублей.

Наказание назначается в виде крупных штрафов или лишения свободы.

Защита торговой марки и бренда: куда обращаться?

За защитой нарушенных прав на товарный знак можно обратиться в суд. При этом ответчиками могут выступать как администратор доменного имени, так и фактический продавец, реализующий посредством сайта контрафактную продукцию. Часто более эффективным и менее затратным будет пресечение нарушения в досудебном порядке.

Исключительные права

Что такое исключительное право?

Исключительное право — это «легальная монополия», т.е. право, которым обладает одно лицо. Исключительные права похожи на имущественное право собственности, но распространяются не на вещи, а на интеллектуальную собственность, т.е. на имеющее экономическую ценность внутреннее информационное содержание тех или иных объектов.

Исключительные права имеют территориальный характер и охраняется отдельно в каждой стране. Государство гарантирует обладателям исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации возможность запрещать всем третьим лицам их использование без разрешения правообладателя.

В чем заключается исключительное право на товарный знак?

Гражданский кодекс в ст. 1484 содержит открытый перечень входящих в исключительное право вариантов размещения товарного знака:

  • на товарах (их этикетках и упаковках), которые производятся и/или вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации (либо ввозятся на нее);
  • при выполнении работ и оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров и в рекламе;
  • в сети Интернет, в том числе в доменном имени и в других способах адресации.

Никто, кроме правообладателя, не вправе использовать принадлежащие ему товарные знаки указанными способами.

Что такое исчерпание исключительных прав?

Чтобы сбалансировать интересы правообладателей и третьих лиц, закон вводит ограничение исключительного права, известное как «доктрина первой продажи» или «исчерпание прав на товарный знак».

Исчерпание прав означает, что после того как товар был однажды продан правообладателем (или с его разрешения) на территории страны, он впоследствии может быть индивидуализирован с помощью нанесенных на него товарных знаков, и это не будет считаться нарушением исключительного права.

Это ограничение позволяет гражданам и организациям беспрепятственно перепродавать легально приобретенную оригинальную продукцию.

Однако, необходимо учитывать, что использование товарных знаков в рамках механизма исчерпания прав не распространяется на случаи их размещения в отрыве от конкретных единиц товара (в т. ч. в доменных именах и при рекламе продавца, а не продукции) и не должно вводить потребителей в заблуждение относительно существования правовой связи между правообладателем и продавцом.

Контрафакт

Что такое контрафактная продукция?

В соответствии со ст. 1252 ГК РФ, контрафактной признается продукция, производство или иное использование (ввоз, продажа и т. д.) которой, сопряжены с нарушением исключительного права правообладателя.

Таким образом, контрафактной будет считаться, среди прочего:

  • поддельная продукция (товары, произведенные и маркированные товарными знаками без разрешения правообладателя);
  • нелегально импортированная оригинальная продукция (ввезенные в обход таможенных процедур и/или официальных каналов поставки товары, произведенные самим правообладателем, но предназначенные для реализации на территории другой страны).

 

Каковы последствия реализации контрафакта?

Нарушитель исключительных прав несёт гражданскую ответственность за незаконное использование чужой интеллектуальной собственности. Согласно ст. 1515 ГК РФ, правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя либо возмещения убытков, либо выплаты фиксированной компенсации:

  • в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей или
  • в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или
  • в двукратном размере обычной стоимости права использования этого товарного знака.

За незаконное использование средств индивидуализации товаров предусмотрена также административная (ст. 14.10 КоАП РФ) и уголовная (ст. 180 УК РФ) ответственность. Максимальные наказания за указанное деяние достигают штрафов до 1 000 000 рублей и лишения свободы на срок до 6 лет.

Если вы получили претензию

Докажите свои права

В отношениях, связанных с неавторизованным использованием объектов интеллектуальной собственности, нарушение прав презюмируется (предполагается, пока не будет доказано обратное), доказыванию подлежит не наличие, а отсутствие правонарушения, т. е. законность действий лица, осуществляющего внедоговорное использование чужих товарных знаков.

Если вы получили претензию о незаконном использовании товарных знаков, но на самом деле у вас есть разрешение правообладателя на их использование, сообщите об этом как можно скорее, чтобы устранить возникшее недоразумение.

Если у вас нет договора, которым вам передавались бы права использования товарных знаков, но вы реализуете оригинальную и легально импортированную продукцию, предоставьте доказательства исчерпания прав на товарные знаки.

В качестве таких доказательств подойдут:

  • дилерский или дистрибьюторский договор,
  • договор с официальным дистрибьютором о приобретении конкретных единиц продукции,
  • товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения и приходно-кассовые ордеры об оплате поставленной продукции и др.

Помните, что в отсутствие доказательств легальности использования товарных знаков, к вам могут быть на законных основаниях применены различные меры, связанные с пресечением нарушения и получением компенсации за нарушение прав.

Устраните нарушения

Для этого придется прекратить использование товарных знаков:

  • в доменном имени, в URL страниц сайта и в других способах адресации,
  • для индивидуализации предлагаемой к продаже или иным образом вводимой в гражданский оборот продукции,
  • во всех видах рекламы;
а также прекратить использование охраняемых авторским правом материалов (текстов, изображений и т. д.) правообладателя.

Обратите внимание, что не только продажа и обмен товара, но любое иное введение в гражданский оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности является незаконным. Размещение обозначения, сходного с товарным знаком, на интернет-сайте является самостоятельным нарушением исключительных прав правообладателя.

Обратитесь за получением разрешения на использование товарных знаков

Если вы желаете продолжать реализацию продукции, маркированной товарными знаками, обратитесь к официальному дистрибьютору продукции правообладателя на территории РФ для получения разрешения на использование товарных знаков в вашей деятельности.

Показать еще
Не нашли ответа на свой вопрос?
Отправьте его через форму
или свяжитесь с нами напрямую:
+7 (495) 540-52-87
post@b-monitor.ru
Аудит бренда Заказать обратный звонок