Путеводитель по контрафакту

31 Мая 2018

В конце апреля премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил перечень товаров, обязательных для маркировки специальными кодами с 2019 года. «Сноб» разбирался, какие товары нуждаются в защите и почему

Статья впервые опубликована в журнале «Сноб» 31 мая 2018 года
                     Путеводитель по контрафакту
Зона риска

В список для обязательной маркировки вошли десять групп товаров, среди которых табак, парфюмерия, одежда, обувь и фотооборудование. Именно эти товары, как утверждают в Министерстве промышленности и торговли, подделываются в России чаще всего. Каждому такому продукту будет присвоен свой уникальный код, который будет храниться в единой базе. Получается, все ввозимые в страну сигареты и кроссовки будут стоять на государственном учете. По мнению правительства, такая мера будет способствовать снижению оборота нелегальной продукции. Пока что доля контрафактных товаров на российском рынке довольно существенна: в некоторых отраслях она достигает от 20 до 70%. Только на одном рынке молока контрафакт составляет около 20%.

Контрафактом считается продукция, которую произвели с нарушением интеллектуальных прав или нелегально импортировали. По данным Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ, незаконный оборот такой продукции в 2016 году составил около 2,5 триллиона рублей, или 9% от объема всей розничной торговли, — это большие убытки для государственного бюджета. От низкого качества подделок страдают и потребители, и владельцы торговых марок, под чьим брендом продают неоригинальные товары.

Поддельные товары продаются не только на уличных рынках и нелегальных торговых точках, но и в крупных торговых сетях и аптеках. Владельцы бизнеса могут даже не знать, что торгуют фальсификатом. Кроме того, сейчас все вещи легко заказать по интернету в любое время. Согласно недавним подсчётам BrandMonitor, больше 80% товаров в онлайн-магазинах контрафактные: торговля в интернете идет не только через официальные сайты, но и через небольшие магазины, которые базируются только в аккаунтах социальных сетей или на китайских огромных веб-рынках, которые напоминают вещевой «Черкизон» 90-х годов. Через такие площадки заказывают одежду, лекарства, бытовую технику и электронику, даже алкоголь можно получить с доставкой на дом.

Читайте весь материал в журнале «Сноб» 

К списку статей
Аудит бренда Заказать обратный звонок