23 Марта 2017
Продавцы могут начать распространять лекарства через популярные мессенджеры. Генеральный директор компании BrandMonitor Юрий Вопилов считает, что на легализацию такой торговли вряд ли стоит надеяться. Почему? Узнайте из статьи «Контрабандисты XXI века» в новом номере журнала «Фармацевтический вестник».
«Мессенджеры — это дополнительный информационный ресурс, который в последнее время хорошо себя зарекомендовал. Множество товаров, проходящих через него, пользуются успехом. Почему сейчас аптеки не рекламируют свои товары с помощью этих инструментов? Дело в том, что мессенджеры не позволяют ознакомить потребителя с широким ассортиментом, который есть в аптечной организации, — поясняет «ФВ» эксперт. — Это специфический ресурс, который позволяет оповестить о конкретном товаре. Но если откроется легальная возможность онлайн-торговли, то этот процесс пойдет, информация будет распространяться — разумеется, со ссылками на сайты конкретных аптечных организаций, потому что именно так сейчас прописано в проекте закона об онлайн-торговле лекарствами».
При этом генеральный директор компании Brand Monitor Юрий Вопилов считает, что, даже когда торговля медикаментами через интернет-аптеки станет разрешенной, на легализацию торговли через мессенджеры вряд ли стоит надеяться, поскольку такая торговля нарушает здоровую конкуренцию, ставит здоровье потребителя под угрозу и практически не поддается государственному контролю.
По его словам, это, скорее, будет уделом недобросовестных продавцов: «В настоящее время с помощью мессенджеров компании могут напрямую общаться с потребителями, без посредников предлагая им свои товары и услуги. Так как общение с клиентом ведется конфиденциально, то у продавцов появляется возможность реализовывать товары, запрещенные к обороту в конкретной стране, с минимальным риском для себя: например, известно множество случаев использования мессенджеров для распространения наркотических веществ. До распространения лекарственных средств, требующих рецепта или запрещенных к реализации, дело пока не дошло, но возможность использования мессенджеров недобросовестными производителями лекарств и торговцами контрафактным товаром в будущем вполне реальна».
Юрий Вопилов называет еще два интернет-инструмента, которые может активно использовать фарма в будущем.
«Теневой интернет, он же даркнет, использует нестандартные коммуникационные протоколы и порты, позволяющие пользователям такой сети сохранять относительную анонимность. Наиболее популярные сети – это Tor, I2P и Freenet, — рассказывает эксперт. — Даркнет больше известен как площадка для хакеров, однако там продают не только вредоносное программное обеспечение и данные пользователей. Среди популярных товаров — наркотические вещества, оружие, фальшивые документы, порнографические материалы и, конечно же, лекарственные препараты. Доля медикаментов, по статистике, собранной самими участниками теневого онлайн-рынка, составляет порядка 20% от всех реализуемых товаров».
Новинкой для российской интернет-торговли стало появление дропшиппинга как способа реализации товара. Согласно этой схеме, производитель, не желающий заниматься продажами лично, нанимает посредника, который занимается рекламой и поиском клиентов, при этом продавая товар от своего имени, хотя на самом деле товар подготавливается к отправке и поставляется самим производителем.
«В данном случае администратор сайта, занимающийся реализацией продукта, является в юридическом смысле «подушкой безопасности», так как в большинстве случаев он будет нести ответственность, если с товаром возникнут какие-либо проблемы. Дропшиппинговыми платформами, помимо честных производителей, пользуются и производители контрафакта, и компании, занимающиеся серым импортом, — рассказывает г-н Вопилов. — На данный момент лекарственные препараты практически не представлены на дропшиппинговых платформах, за исключением таблеток или ягод для похудения, средств для повышения потенции или БАДов»
Однако генеральный директор компании Brand Monitor Юрий Вопилов считает, что принятие закона не станет панацеей и не гарантирует резкого снижения количества фальсифицированной и контрафактной продукции. «Дело в том, что эта проблема остается актуальной и для офлайн-торговли», — поясняет эксперт.
Сейчас, в условиях запрета дистанционной торговли лекарственными средствами, существует ряд механизмов борьбы с подобной практикой, поясняет специалист. Во-первых, существует возможность судебной блокировки сайтов, содержащих недостоверную или нарушающую закон информацию. Во-вторых, предусмотрена административная и уголовная ответственность за обращение фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.
Правообладатели товарных знаков вправе взыскать убытки с лица, неправомерно осуществляющего ввоз и реализацию контрафактных товаров. С принятием закона об онлайн-торговле, скорее всего, будет доработана процедура досудебной блокировки сайтов — это поможет эффективнее бороться с нарушениями законодательства в интернете, подчеркивает г-н Вопилов.
«Гораздо более актуальна практическая сторона вопроса. Как осуществлять контроль за сайтами, предлагающими услуги по дистанционной торговле лекарственными средствами? Как защитить пациента, осуществляющего покупку препарата в интернет-аптеке? На мой взгляд, важен постоянный мониторинг содержания сайтов уполномоченным органом (им может стать Роскомнадзор, Росздравнадзор или Минздрав РФ) и активное участие граждан в выявлении незаконно действующих онлайн-магазинов, — рассуждает эксперт. — Желательно, чтобы потребители могли оперативно сообщать в компетентные органы о различных нарушениях. Как показывает европейская практика, для этого необходимо создать простой способ, с помощью которого пользователи могли бы удостовериться, что сайт в надлежащем порядке проверен компетентными органами.
Наконец, учитывая транснациональный характер сети интернет, было бы логичным обсуждение вопросов интернет-торговли лекарствами на уровне ЕАЭС, что не только создаст больше возможностей для потребителей, но и в то же время позволит более эффективно бороться с обращением фальсификата и контрафакта на международном уровне».