22 мая 2019
Научный подход к изучению контрафакта открывает новое видение привычных вещей
Статья опубликована на Republic 3 апреля 2019 года
Продавцы контрафакта не пишут бухгалтерские отчеты и не публикуют в интернете показатели продаж, а потребители неохотно отвечают на щекотливые вопросы об оригинальности приобретенных ими вещей. Классические методы изучения потребительского поведения, которые эффективны для анализа легальных рынков, в случае с рынком контрафакта работают лишь отчасти. Отсюда возникает необходимость в специальных исследованиях, которые позволят увидеть то, что обычно стараются держать в тени.
С целью отделить правду от вымысла, мы в компании BrandMonitor провели ряд исследований, результаты которых позволили установить несколько новых фактов и развенчать популярные мифы о подделках.
Об индустрии контрафакта за пределами экспертного сообщества известно немногое. Контрафакт по-прежнему попадает на российские прилавки, его активно продают – и не менее активно изымают. До недавнего времени было трудно сказать что-то более определенное. Рынок неоригинальных товаров – это огромная теневая ниша. Догадки, которые формируются в столь малоизученной области, часто не имеют ничего общего с действительностью.
Факт 1. Россияне не отличают подделки от оригиналов
Мы продемонстрировали покупателям несколько фотографий оригинальных и контрафактных товаров и попросили их отличить одни от других. Перед началом тестирования 87% человек были уверены, что справятся с задачей. В действительности 68% опрошенных допускают ошибку. Если речь идет об интернет-магазинах по продаже обуви или наручных часов, то доля ошибающихся возрастает до 80%.
Предположение, что в привычных офлайн-магазинах таких затруднений возникать не должно, также не нашло подтверждения. Опрос в торговых центрах Москвы показал, что 58% родителей не способны отличить оригинальные детские игрушки от контрафактных. Даже после того, как внимательно изучат их, подержав в руках.
Факт 2. Контрафактом торгуют не только на рынках, но и в большинстве торговых центров
Меньше всего покупатели ожидают увидеть подделку в торговых центрах. Казалось бы, вероятность купить контрафакт на рынке должна быть несравнимо выше, чем в окружении сетевых магазинов.
Тестовая закупка в 75 торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга показала, что контрафактная продукция присутствует в 82% из них. Чаще всего натолкнуться на подделку можно в «островках» – отдельно стоящих торговых прилавках.
Факт 3. Продавцы контрафакта открыто признаются, что торгуют подделками
Существует убежденность, что продавцы контрафакта тщательно скрывают факт торговли подделками, и на вопрос «а это правда оригинал?» непременно отвечают «да».
Во время тестовых закупок контрафакта две трети продавцов – 69% – открыто признавались тайным покупателям, что продают неоригинальные товары. Среди них 46% считают, что их деятельность абсолютно легальна.
Факт 4. Выбор слов меняет отношение к подделкам
По мнению опрошенных потребителей, копии и реплики не уступают оригинальным товарам по качеству, цене и законности. Контрафакт и подделка, наоборот, воспринимаются респондентами как некачественные, дешевые и незаконные товары. Стоит отметить, что речь идёт об одном и том же, одинаково незаконном товаре.
Феномен важности формулировок распространяется и на названия интернет-магазинов, в которых эти товары продаются. 63% покупателей сочтут сайт официальным, если в его доменном имени присутствует название бренда, например: *brand*sale.ru, *brand*store.com.
В материале приводятся результаты следующих исследований, проведенных компанией BrandMonitor в 2018 году:
1. Тестовые закупки среди продавцов контрафактной продукции в торговых центрах. Были проведены закупки у 100 продавцов в 75 торговых центрах по пяти городам с населением от 1 млн человек (Москва, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Красноярск). Закупки проведены в феврале–марте 2018 года.
2. Онлайн-опрос среди покупателей интернет-магазинов. В опросе приняли участие 500 респондентов в возрасте от 14 до 55 лет, проживающих в городах с численностью населения от 100 000 человек и выше, которые хотя бы раз за последние 6 месяцев совершали покупки через интернет. Опрос проведен в октябре 2018 года.
3. Онлайн-опрос среди интернет-аудитории России. В опросе приняли участие 7000 человек в возрасте от 18 до 55 лет, проживающих в городах с численностью населения от 100 000 человек и выше. Опрос проведен в марте 2018 года.
Юрий Вопилов физик, генеральный директор юридической компании BrandMonitor
При полном или частичном использовании материала ссылка на Republic обязательна