Перспективы борьбы с китайским контрафактом

26 Сентября 2017

Рассказывает Юрий Вопилов, генеральный директор компании BrandMonitor

Борьба с нелегальной продукцией на территории России набирает обороты. Особенно после заявления Президента РФ Владимира Путина в августе этого года. Сокращение контрафакта в стране идет слишком низкими темпами, и это представляет угрозу развитию отечественной легкой промышленности. За четыре года торговля нелегальными товарами упала всего на 21%, и, по приблизительным оценкам, составляет 860 млрд рублей.

Методики точного подсчета теневого рынка нет, в том числе — в торговле. Мы можем лишь проследить некоторые тенденции. В основном, нелегальная продукция распространяется через интернет-магазины. Одна из главных причин в том, что контакт с товаром происходит только на последней стадии, а решение о покупке приходит, когда пользователи рассматривают красивые картинки в своих браузерах. Трудно понять, какого качества товар.

Как правило, из Китая в Россию идет технологичный контрафакт — электроника, сумки, кроссовки, товары, для производства которых нужны заводы, станки. Алкоголь, сигареты, сумки — могут быть произведены в других странах.

Главное, что нужно — синхронизировать работу таможенных служб с нашими соседями. Мы работаем с ними в рамках Таможенного Союза и ЕврАзЭС. Но эти правила в основном регулируют отношения между границами соседних стран. Единого регламента работы таможни с китайской стороной нет (в рамках ЕврАзЭс). Эксперты соглашаются, что не заметить перевоз контрафакта порой просто нельзя: его перевозят огромными фурами. И здесь основная задача — создать общую базу действий, принять соответствующие законы и полномочия для таможенных органов.

Работа предстоит большая, так как поставка контрафакта из Китая — это серьезный крупный бизнес, а не дело нескольких «частников-челноков», желающих немного подзаработать. Как и во всех сферах теневого рынка, у таких предприятий есть бизнес-планы, банки, обеспечивающие оборот наличных денег.

Об этом говорили эксперты на конференции «Антиконтрафакт — 2017», которая прошла 14-16 сентября в Бишкеке. Одно из главных решений мероприятия — соглашение между странами-членами ЕврАзЭС подписать договор о товарных знаках, знаках обслуживания и указания места происхождения товара. Планируется, что он будет подписан до конца 2017 года. Также предполагается, что на территории этих стран начнет действовать реестр охраняемых обозначений — товарных знаков и наименований мест происхождения товара. Такая маркировка, обязательная для товаров, станет лишней головной болью для производителей контрафакта, и приведет к удорожанию его производства.

Полагаю, что дальше можно идти по пути большей «цифровизации» торгового оборота: установлению специальных чипов, датчиков на товары или грузовики, ведению электронного документооборота и другим подобным мерам. Конечно, слишком смело говорить о полной блокировке всех каналов распространения контрафакта, но синхронизировать внедрение препятствий по его распространению — вполне посильная задача для России и стран-партнеров.



К списку статей
Аудит бренда Заказать обратный звонок