Мифология контрафакта. Как исследования развенчивают заблуждения об индустрии подделок

22 Мая 2019

Научный подход к изучению контрафакта открывает новое видение привычных вещей

                      Мифология контрафакта. Как исследования развенчивают заблуждения об индустрии подделок

Статья опубликована на Republic 3 апреля 2019 года

Продавцы контрафакта не пишут бухгалтерские отчеты и не публикуют в интернете показатели продаж, а потребители неохотно отвечают на щекотливые вопросы об оригинальности приобретенных ими вещей. Классические методы изучения потребительского поведения, которые эффективны для анализа легальных рынков, в случае с рынком контрафакта работают лишь отчасти. Отсюда возникает необходимость в специальных исследованиях, которые позволят увидеть то, что обычно стараются держать в тени.

С целью отделить правду от вымысла, мы в компании BrandMonitor провели ряд исследований, результаты которых позволили установить несколько новых фактов и развенчать популярные мифы о подделках.

Об индустрии контрафакта за пределами экспертного сообщества известно немногое. Контрафакт по-прежнему попадает на российские прилавки, его активно продают – и не менее активно изымают. До недавнего времени было трудно сказать что-то более определенное. Рынок неоригинальных товаров – это огромная теневая ниша. Догадки, которые формируются в столь малоизученной области, часто не имеют ничего общего с действительностью.

Факт 1. Россияне не отличают подделки от оригиналов

Мы продемонстрировали покупателям несколько фотографий оригинальных и контрафактных товаров и попросили их отличить одни от других. Перед началом тестирования 87% человек были уверены, что справятся с задачей. В действительности 68% опрошенных допускают ошибку. Если речь идет об интернет-магазинах по продаже обуви или наручных часов, то доля ошибающихся возрастает до 80%.

Предположение, что в привычных офлайн-магазинах таких затруднений возникать не должно, также не нашло подтверждения. Опрос в торговых центрах Москвы показал, что 58% родителей не способны отличить оригинальные детские игрушки от контрафактных. Даже после того, как внимательно изучат их, подержав в руках.

Факт 2. Контрафактом торгуют не только на рынках, но и в большинстве торговых центров

Меньше всего покупатели ожидают увидеть подделку в торговых центрах. Казалось бы, вероятность купить контрафакт на рынке должна быть несравнимо выше, чем в окружении сетевых магазинов.

Тестовая закупка в 75 торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга показала, что контрафактная продукция присутствует в 82% из них. Чаще всего натолкнуться на подделку можно в «островках» – отдельно стоящих торговых прилавках.

Факт 3. Продавцы контрафакта открыто признаются, что торгуют подделками

Существует убежденность, что продавцы контрафакта тщательно скрывают факт торговли подделками, и на вопрос «а это правда оригинал?» непременно отвечают «да».

Во время тестовых закупок контрафакта две трети продавцов – 69% – открыто признавались тайным покупателям, что продают неоригинальные товары. Среди них 46% считают, что их деятельность абсолютно легальна.

Факт 4. Выбор слов меняет отношение к подделкам

По мнению опрошенных потребителей, копии и реплики не уступают оригинальным товарам по качеству, цене и законности. Контрафакт и подделка, наоборот, воспринимаются респондентами как некачественные, дешевые и незаконные товары. Стоит отметить, что речь идёт об одном и том же, одинаково незаконном товаре.

Феномен важности формулировок распространяется и на названия интернет-магазинов, в которых эти товары продаются. 63% покупателей сочтут сайт официальным, если в его доменном имени присутствует название бренда, например: *brand*sale.ru, *brand*store.com.

Факт 5. Контрафакт безопасен

Это не относится к алкоголю, лекарствам и другим товарам, которые предназначены для употребления внутрь.

Мы потратили кучу времени и денег на экспертизу самого дрянного контрафакта, который смогли отыскать. Мы проверяли дурно пахнущие дешёвым клеем детские кроссовки, копеечный пластилин, тушь для ресниц за 30 рублей и тональный крем, который даже страшно открывать. Всё оказалось безопасным. Контрафактная тушь содержала больше свинца, чем оригинальная, но и это в лаборатории считают нормой. По всем показателям: органолептическим, санитарно-химическим, токсиколого-гигиеническим, микробиологическим – все образцы соответствуют требованиям нормативной документации.

Отсутствие контроля за цепочками поставки действительно иногда приводит к тому, что на рынки попадают опасные товары. Но статистически контрафакт безопасен, и этому есть логическое обоснование: вредные для здоровья товары могут привлечь нежелательное внимание различных инстанций, привести к жалобам, рейдам и наказаниям для нарушителей.

Самым показательным результатом исследований мы считаем следующую цифру: среди тех, кто выразил нежелание покупать контрафакт, 86% россиян не смогли отличить продавцов оригинальной продукции от торговцев контрафактом

Россияне мало знают о контрафакте, часто не могут разобраться в том, где оригинал, а где подделка, а также не знают, как избежать нежелательных покупок. Но хотят знать. Что делать? Большинство продавцов контрафакта открыто скажут, что предлагают вам фейк. И да, контрафакт пахнет – клеем, краской, дешёвым пластиком. Так что спрашивайте…и нюхайте!

В материале приводятся результаты следующих исследований, проведенных компанией BrandMonitor в 2018 году:

1. Тестовые закупки среди продавцов контрафактной продукции в торговых центрах. Были проведены закупки у 100 продавцов в 75 торговых центрах по пяти городам с населением от 1 млн человек (Москва, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Красноярск). Закупки проведены в феврале–марте 2018 года.

2. Онлайн-опрос среди покупателей интернет-магазинов. В опросе приняли участие 500 респондентов в возрасте от 14 до 55 лет, проживающих в городах с численностью населения от 100 000 человек и выше, которые хотя бы раз за последние 6 месяцев совершали покупки через интернет. Опрос проведен в октябре 2018 года.

3. Онлайн-опрос среди интернет-аудитории России. В опросе приняли участие 7000 человек в возрасте от 18 до 55 лет, проживающих в городах с численностью населения от 100 000 человек и выше. Опрос проведен в марте 2018 года.

Юрий Вопилов физик, генеральный директор юридической компании BrandMonitor

При полном или частичном использовании материала ссылка на Republic обязательна

К списку статей
Аудит бренда Заказать обратный звонок